1 1 1 1 1 1 1 Распространение Распространение 1

Добавлено: 12-05-2012

Что делать если у Вас работает «шантажист».

Как получается, что руководители и собственники  предприятий становятся жертвами шантажа подчиненных?

С одной стороны, у многих людей есть тенденция прибегать к шантажу в обыденной жизни: «Если ты меня разлюбишь, в тот же вечер я умру», так же они могут переносить шантаж и на работу: «если не прибавите зарплату, я просто уволюсь».

С другой стороны, шантажируют только тех, кто позволяет себя шантажировать, кто дает для этого повод.

Прежде чем давать практические советы по пресечению шантажистов на предприятии, раскроем сущность шантажа.

Цель  шантажистаконтроль и власть. Причем, чем больше требуется власти, тем грубее будет шантаж. Шантажист умело заполняет своей персоной все пространство вокруг того, от кого зависит его благополучие, внушая мысль о собственной значимости или незаменимости. В организации он концентрируют все свои усилия на рекламирование личных достижений, от которых зависят результаты деятельности чуть ли не всей компании. При этом они могут и не быть специалистами своего дела, однако, всегда чувствуют себя хозяевами компании, которая их наняла.

Шантажисты мучительно боятся ответственности и независимости.   Единственная форма взаимодействия с людьми которая им доступна, – зависимость. И они пытаются с помощью этой формы контролировать окружающих.  И каждый из них, единожды получив малейшее подтверждение собственного величия, четко осознает насколько этот путь к  признанию или личному благосостоянию удобнее банальной эксплуатации своих компетенций.

Итак, позиция шантажиста проста. Желание почувствовать себя хозяином ситуации и управлять человеком, от которого сам зависим через тонкие или грубые манипуляции.

Почему люди ведутся на шантаж? Что заставляет нас делать то, что на самом деле нам  совершенно не нужно?

Первая причина – это Страх, одно из самых сильных чувств. Шантажисты замечают, чего мы боимся, избегаем, когда мы нервничаем. Далее эта информация используется для заключения сделки: сделай то, что я хочу, и я не уволюсь. Если вы сильно боитесь определенного поведения окружающих, то можете реагировать даже на намек на это поведение. То есть, стоит «ключевому» сотруднику только нахмурить брови, как вы уже уступаете, ведь страх лишает способности трезво мыслить, и уж тем более, отстаивать свои права.

Обязательства. Многие люди склоны делать для других больше, чем для себя, особенно те, кому трудно определить личные границы – где начинаются и кончаются обязательства. И когда чувство ответственности становится сильнее здорового самоуважения, шантажисты тут как тут.  «Я отдаю Компания все, а что Компания сделала для меня?»

Чувство вины. Оно следит за тем, не нарушаются ли этические нормы, личные и общественные. Мы доверяем этому чувству, и испытывает его, когда преступили границы дозволенного, нарушили правила.  Шантажист умело играет на этом чувстве, подталкивая нас к тому, чтобы мы приняли на себя ответственность за все его несчастья и обиды. Один из самых простых и эффективных приемов – это упрек «…и это все из-за Вас». Даже если это обвинение абсурдно, большинство людей склонно брать на себя вину за неприятности человека, к которому они неравнодушны.

 

А теперь – практические советы.

1. Контролируйте появление у себя опасных чувств: страха, долга и вины. Вы знаете, насколько они опасны. Повторяйте для себя: «Я смогу это выдержать!», и стремитесь сохранять эмоции безучастности. Отсутствие наших эмоций не дает шантажисту оснований для дальнейших действий.

2. Не бойтесь просить время на размышления. Шантажисты часто давят на нас, чтобы мы приняли решение моментально, находясь во власти чувств. Поэтому, если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, остановитесь, оцените ситуацию, и только после этого спланируйте, как поступить. Мир не развалится, если вы скажете: «Это серьезное решение, и мне надо его обдумать».

3. Сформируйте на предприятии четкую орг. структуру с прозрачной системой стимулирования.  Чаще всего случаи шантажа возникают в компаниях, где руководитель, с одной стороны,  допускает с сотрудниками панибратские отношения, а с другой — злоупотребляет штрафами и прочими «дисциплинарно-материальными» взысканиями.

4. Закрепите формально все процедуры предприятия. Если руководитель пренебрег формальностями, появляется риск утечки коммерческой информации, обращения сотрудников в контролирующие органы.  Если документация – ваше слабое звено, будьте уверены рано или поздно шантажист этим воспользуется.

5. Создайте на предприятии кадровый резерв. Сократив определенное число сотрудников и переложив их обязанности на плечи одного работника, мы можем создать для него иллюзию незаменимости, и он начинает диктовать вам условия. Кроме того, сам факт наличия резерва на предприятии сводит желание шантажировать работодателя своим увольнением почти к нулю, и дает рядовым сотрудникам перспективу карьерного роста.

6. Можно распределить работу таким образом, чтобы один человек, выполняя смежные функции, вместе с тем не замыкал на себе бизнес-процессы. Если клиента будет обслуживать не один менеджер, а два или три (они могут чередоваться), то клиенты должны работать не с конкретными менеджерами, а с компанией. Иллюзия незаменимости исчезает.

 

Для того чтобы сохранить свои позиции, шантажистам необходимо, чтобы среда, которая их вознесла до текущего уровня, оставалась неизменной. Они не потерпят конкуренции, они не допустят проведения каких бы то ни было изменений, направленных на повышение прозрачности бизнеса и уж тем более не дадут оценить свою деятельность. Шантажисты всеми силами сопротивляются любым изменениям в компании, масштабы которых не могут контролировать, а значит, и не могут гарантировать неприкосновенность собственной персоне.

 

Директор ООО Центр современных бизнес технологий

Слобожанинова Екатерина Леонидовна

тел. 38-31-06, 78-18-30